Просто так, без минимальных познаний в электронике, хотя бы на уровне школьной программы (как у меня) и простейшего тестер-мультиметра  — проверить генератор у вас не получится, даже не мечтайте. Прежде чем браться за подобную работу, вы должны хотя бы уметь пользоваться тестером и понимать, что ток может быть переменным или постоянным, знать, что такое электрический импульс и что такое сопротивление. Знаете все это? Держали в руках тестер? Если да, то не будем медлить.

Проверку работоспособности генератора — следует начинать с измерения напряжения, которое собственно говоря генератор должен генерировать и передавать по проводам к потребителям. Смотрим где с двигателя выходит жгут проводов от генератора — двигаемся по нему, пока не дойдем до разъема, с помощью которого генератор подключается к бортовой сети скутера.

На подавляющем большинстве скутеров, разъем генератора выглядит примерно как на картинке. В общем разъеме, есть один штекер и два провода, которые подключаются в бортовую сеть скутера через круглые клеммы.

Штекер объединяет в себе разъемы двух основных обмоток генератора: Рабочей обмотки (желтый провод), которая обеспечивает работу фары, поворотников, подсветки и других потребителей. И управляющей обмотки (белый провод), управляющая обмотка обеспечивает контроль напряжения в основной обмотке генератора. То есть, при повышении напряжения в рабочей обмотке генератора выше заданных пределов, реле-регулятор напряжения, подает ток на управляющею обмотку генератора, за счет чего напряжение в рабочей обмотке генератора падает до заданного предела. При понижении напряжения — происходит обратный процесс.

В данном генераторе основные обмотки намотаны толстым медным проводом на шести катушках.

Третья обмотка генератора, которую принято назвать высоковольтной либо наводящей и магнитоиндукционный датчик генератора, подключаются к бортовой сети скутера через круглые клеммы.

Высоковольтная обмотка генератора — обеспечивает генерацию высокого переменного напряжения (напряжение в этой обмотке может достигать 160 V и больше), которое напрямую поступает в коммутатор где оно выпрямляется, затем накапливается в конденсаторе и в определенный момент в виде импульса подается на катушку зажигания.

В данном генераторе высоковольтная обмотка намотана тонким медным проводом на двух катушках. Катушки высоковольтной обмотки снаружи тщательно изолированы.

Встречаются генераторы у которых высоковольтная обмотка намотана только на одну катушку.

Небольшое уточнение:  системы зажигания в которых установлен коммутатор типа DC CDI, высоковольтная обмотка в формировании искрового заряда на свече зажигания не участвует, поэтому проверять ее нет смысла. Производители скутера устанавливают генератор с высоковольтной обмоткой, но не задействуют ее (имеются ввиду системы зажигания с коммутатором DC CDI). Она просто намотана на генератор и все. Скажу больше: из-за того, что обмотка во время работы генератора ни чем не нагружена, со временем она просто-напросто сгорает.

Пример генератора, на двух катушках которого намотана ни как не задействованная в работе высоковольтная обмотка. Я проверил эту обмотку — тестер показал обрыв цепи, что подтверждает вышесказанное.

Сопротивление наводящей обмотки генератора — всегда больше чем у остальных обмоток. Провод идущий от наводящей обмотки генератора, почти всегда имеет красно-черный цвет.

Магнитоиндкукционный датчик при прохождении мимо него специального уступа на роторе генератора — генерирует знакопеременный импульс, который открывает теристор через который конденсатор коммутатора разряжается на катушку зажигания.

Датчик собственной персоной

Уступ на роторе генератора

 Провод идущий от магнитоиндукционного датчика почти всегда имеет бело-голубой цвет.

Небольшой ликбез: Торгаши и колхозные бивни, магнитоиндукционный датчик генератора, системы зажигания CDI — называют датчиком холла. Родные мои… Может хватит уже?.. Откуда эта безграмотность?.. Магнитоиндукционный датчик генератора, системы зажигания CDI, а именно об этой системе речь идет в этой статье — никакого отношения к датчику холла не имеет! И не слушайте вы этих торгашей и «гуру», которые утверждают обратное…

Собственно сама проверка

Переключаем тестер в режим измерения переменного тока (ACV) на диапазон 200 V и не меньше. Помним, что напряжение наводящей обмотки может достигать 160 V и больше, поэтому диапазон измерения напряжения наводящей обмотки должен быть не менее  200 V.

Разъединяем штекер и круглые клеммы основного жгута — подключаем один щуп тестера на массу, другой подключаем к клемме (черно-красный провод) наводящей обмотки генератора. Включаем зажигание, и крутим двигатель стартером. Полностью исправная наводящая обмотка должна выдать примерно такие значения.

Импульс генерируемый датчиком очень слабый, поэтому — переключаем тестер в режим измерения переменного напряжения (ACV) на диапазон 2 V. Измерение импульса от датчика в более высоком диапазоне, может не дать результата, так как тестер может его попросту не уловить. Используйте для этой цели только тестер с диапазоном в режиме измерения переменного напряжения не более 2 V.

Делаем все точно также как и в первом примере. Импульс от датчика должен выдавать примерно такие значения.

По аналогии с первыми двумя примерами — проводим измерение напряжения в рабочей обмотке и управляющей. Ставим тестер в режим измерения переменного напряжения (ACV) на диапазон 200 V и проводим замер.

Ну что замерили?.. Все обмотки генерируют ток? Или не все?.. Если какая-либо обмотка не выдает ток, то хочешь-не хочешь — придется снимать генератор и проверять его более детально. А вот если обмотки генерируют ток, примерно такой величины как на картинках, то это значит, что ваш генератор в полном порядке. Как-то так…

Углубленная проверка

Укладываем генератор так, чтобы выводы обмоток генератора были вам доступны. Определяем концы выводов всех обмоток генератора. Найти концы обмоток очень просто: смотрим на цвет провода, который припаян к клеммнику и определяем, что это за обмотка.

Я вам тут стрелками пометил концы обмоток. Стрелки подобрал по цвету в соответствии с цветом проводов припаянных к клеммнику. Зеленой стрелкой отмечен клеммник на который припаяны концы всех обмоток — это клеммник массы.

Переключаем тестер в режим прозвонки, берем любой провод из общего жгута, подключаем любой щуп тестера к этому проводу, вторым щупом касаемся клеммника к которому припаян этот провод. Тестер должен издать звуковой сигнал и показать нулевое сопротивление.

Если тестер «молчит», показывает вместо нолей цифры, то это значит, что где-то есть обрыв провода или плохой контакт между концевой клеммой и проводом. Осмотрите внимательно провод на обрыв и в случае необходимости замените его на новый. Оставшиеся провода в том числе провод датчика, проверяем точно по такому же принципу.

После проверки проводов, приступаем к проверке обмоток генератора на обрыв и межвитковое замыкание. Переключаем тестер в режим прозвонки, касаемся любым щупом тестера корпуса генератора, вторым щупом касаемся конца провода любой обмотки или клеммника.

Высоковольтная обмотка в режиме прозвонки должна показывать примерно такое значение сопротивления. Если высоковольтная обмотка сопротивление не показало или показала но малое, то это значит, что где-то есть внутренний обрыв или межвитковое замыкание. Сами понимаете — такая неисправность не «лечится».

При проверке остальных обмоток, тестер должен издавать звуковой сигнал, сопротивление рабочих обмоток очень малое, так что, скорей всего на дисплее тестера вы увидите только нули. Если тестер сигнал не издал, то это значит, где-то есть внутренний обрыв. Такая неисправность «лечению» не подлежит.

Ставим тестер в режим прозвонки, касаемся любым щупом корпуса датчика, вторым щупом касаемся провода датчика или клеммы на корпусе к которой припаян провод. Сопротивление обмотки датчика должно быть примерно в таких пределах. Если сопротивление мало или его вообще нет, то меняйте датчик на новый.

82 thoughts on “Фотоотчет: Как проверить генератор скутера?”

  1. Подробных инструкций к китайским скутерам я пока не встречал, есть конечно жалкие подобия… Но какой толк от них?

  2. Скольтко масли лить в картер 150СС,и какое давление шин??http://scooter-mania.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_cry.gif

  3. Юрий, уровень масла следует контролировать по измерительному щупу — ставите скутер на центральную подставку — заливаете масло в двигатель — проверяете уровень щупом и при необходимости — доливаете.

    Давление в шинах следует устанавливать в строгом соответствии с рекомендациями к вашей модели скутера. При отсутствии таковых, можно воспользоваться общими рекомендациями.

  4. Вот не думал,что зад.2.2атм. как на авто?!Прикидываешь,полез глушак подтянуть,а там одна шпилька выдрана,пипец,придёться цилиндр покупать,он в принципе не дорогой,ну вот геммору наверное переставлять!!

  5. Зачем менять? Можно перерезать резьбу, завернуть новую шпильку и вуаля! И самое главное — все это можно сделать за пятнадцать минут — не снимая ГБЦ с двигателя, прямо по месту.

  6. Резьбу неперерезать,там с мясом вырвоно,даже 10ка,не пойдет!Что-то я скосарезил,выхлоп то к гбц прикручиваеться,а не к цилиндру.

  7. Это конечно смотреть надо. Но можно еще попробовать — заварить старое отверстие аргоном (цена вопроса — пара сотен рублей) и нарезать новую резьбу. Все лучше, чем разбирать двигатель и покупать новую ГБЦ.

  8. Ну гбц,все равно снимать,сварному нести!?На скутт. неудобно!Я так понимаю 150СС,это модель скуттера,а двигло у меня какое??Вот что написано в птс:№ двиг.1P57GMJ100110484,мощность 6.8(5.6)кв,обьем 150,или это и есть модель двигла-150??

  9. Да, это очередная китайская вариация хондовского GY6. В народе именуемая «стопятидесяткой». Зачем снимать ГБЦ? Можно все это дело и по месту заварить. Снял двигатель с рамы — кинул в багажник автомобиля — отвез сварщику и все.

  10. Спасибо,скажи на мой этот двигло встанет:Двигатель 157QMJ в ассортиме,12тр,хотят,по моему 12коней!!Новый!

  11. Что-то мне кажеться,я на одних пружинах езжу(сзади),на кочках все кишки вытрясешь??Или они все такие??

  12. Да не… Я сколько ездил на скутере по проселку и ничего. В любом случае — скутер по кочкам идет намного мягче совкоциклов… Может подвеску уже кто-то до Вас успел отколхозить?

  13. А как отколхозишь,амммор и пружина стоят?

  14. Да, действительно «колхозом» тут и не пахнет. Не знаю даже, что и сказать.

  15. Наверно амморы не держут,они вообще обслуживаються,или замена?

  16. Нет, не обслуживаются, только менять. Можно их конечно расковырять, но а толку?

  17. Аммортизаторы которые на фото выше — неразборные. Разбирать такие я бы не советовал, так как при разборке можете покалечить себя самого, да и не собирете вы их потом обратно, при сборке нужна сила немалая.
    Есть аммортизаторы разборные, их еще называют газо- маслянные. У них есть отсек, где воздух можно подкачитвать. Они разборные, на них есть даже пружины отдельно. Разбираются они при помощи ключа, название вот его правда не помню.

  18. Благодарю,буду менять,короче насчет шпилек на гбц,варить аргоном,мастер непосоветовал,во первых очень сложно правильно варить(там темпер,и ещё куча нюансов)Короче гбц куплю пустую,да и всё.Её-же по моему можно снять,неразбирая весь движок?Выкачу его да и все переставлю,клап.притру.

  19. Поставил новый генератор!!!!Плавиться зеленый провод,изначально когда поставил не заводился!!!Потом нашел короткое замыкание!!После чего вроде завелся!Один день на нем откатался и он опять перестал заводиться!!!Помогите пожалуйста!!Хотя бы примерно первые симтомы!

  20. Дмитрий,скольки фазный был прошлый генератор ? и скольки фазный установлен сейчас ?
    Зеленый провод на всех китайцах — это минус, значит изначально, при подключении, вы допустили короткое замыкание. Не факт, что повреждена проводка у скутера.
    Надо, реально, проверить наличие искры, и по возможности проверить горят ли фары при включеном скутере.

  21. Евгений,при последней поездки фары горели на данный момент искра есть но все равно не заводится начинаешь заводить он очень туго крутит даже на хорошем аккамуляторе скольки фазный я не знаю!!брал как всегда 8 катушек только провода были разные то есть 5 штук но разная фишка!последний раз взял и фишку переделывал так как она у меня не подходила возможно я провода подключил не праввильно ?

  22. Дмитрий, вам нужно сравнить провода у новой катушки с провадами старой катушки. Найти землю, фазу и т.д. При помощи мультиметра прозвонить все провода.

  23. Вопрос
    слетела крышка защитная на генераторе и отломалась пластмассовый вертушок охлаждения. можно ли ездить временно без этого?

  24. Привет всем.хто с таким сталкивался.?на акумулятор идет зарядка 15-17v с генератора идет 55-56v реле регулятор менял,проверял 4штуки.все работчие на всех выходит 15-17v.в чем причина?http://scooter-mania.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif

  25. Привет.У меня ямаха жир.Все началось на мопеде с перегорания передней фары.Хватало на 200-зоо метров пробега и она перегорала.Лампочки задолбался менять поэтому ездил без света.Но потом в один зимний день пропала искра.До весны мопед не трогал.Далее Я взял у брата коммутатор(у него тоже жирчик) поставил себе и во чудо:завелся с пол пинка , прогрел и проехал 5о метров и опять искры нет.С чего начинать ребятушки.В электрике я слаб,хотя кое что уже понял из опусов вышеизложеных.Помогите плиз.

  26. Здравствуйте ребята.Подскажите пожалуйста-как прозвонить CDI модуль зажигания со скутера? Выходит сCDI 5 проводов

  27. Скажите ка такое может быть был старый генератор 8 катушек 2 на искру 6 на 12 вольт, сгорели на искру купил новый ивой такая штука что на массу на зеленый провод идет только с высоковольтной кукушки а с других а сдругих не идет и если я ставлю щуп тестера та зеленый провод а второй щуп на любой другой провод будь то желтый или белый то цепи просто нет а высоковольтная прозванивается . На старом генераторе прозванивается все катушки кроме сгоревших . Что делать то?http://scooter-mania.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_unsure.gif

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите в окно недостающее число (защита от спама) *