Эх, сколько-же было в свое время, послано проклятий и не лестных слов «счастливыми» владельцами «Муравьев» в адрес конструкторов, которые нечего лучшего не придумали, кроме как  вместо обычного и хорошо зарекомендовавшего себя с лучшей стороны генератора переменного тока, установить весьма несовершенный, сложный, а главное очень ненадежный и капризный «девайс» под названием династартер.

Вот и приходится по сей день владельцам «Муравьев» время от времени брать в руки инструменты и отдуваться за чужие «косяки». Впрочем ладно, сегодня разговор пойдет не об этом…

Типичная ситуация: на «Муравье» при работающем двигателе горит красная лампочка, что нам говорит об отсутствии зарядки, то есть генератор попросту не дает ток.  В таких случаях я сперва осматриваю провода идущие к династартеру и реле-регулятору, проверяю работу реле-регулятора и для полного счастья подаю принудительно ток на шунтирующею обмотку, если после всего проделанного зарядка не появилась-значит неисправность скрыта в самом династартере.

Основные неисправности династартера заключаются в следующем:

  • Износ или зависание щеток
  • Загрязнение коллектора ротора
  • Нарушение целостности проводов и обмоток, межвитковое замыкание, замыкание на корпус-все эти неисправности встречается крайне редко в отличии от первых двух

Вот такой у нас сегодня будет экземплярчик.

Для начала нам необходимо снять кожух охлаждения, о том как его снять я подробно останавливаться не буду, так как при его снятии  проблем у вас возникнуть не должно.

После снятия кожуха, нам нужно открутить кулачок прерывателя за которым находиться гайка крепящая ротор.

[stextbox id=»warning»]Потом когда вы будете ставить кулачок на место не забудьте  совместить паз кулачка с штифтом на роторе (выделен красным).[/stextbox]

Теперь нужно открутить гайку на цапфе. Берем ключ, в моем случае это головка на 17 и придерживая левой рукой ротор за крыльчатку  вентилятора откручиваем гайку (резьба правая).

Ротор династартера снять можно будет только с помощью специального съемника, все ваши попытки снять ротор при помощи монтировок молотков и зубил заранее обречены на провал, так что не советую…

На всякий случай выкладываю размеры съемника.

Размеры съемника династартера мотороллера муравей

Съемник династартера мотороллера муравей

Затем вкручиваем съемник до упора в ротор, и начинаем закручивать винт. Если таким способом ротор снять не удается, нужно слегка ударять молотком по торцу винта одновременно его закручивая.

Ротор мы благополучно сняли и как вам хорошо видно на фото коллектор его сильно загрязнен (типичная неисправность) что само собой привело к отказу династартера.

После снятия ротора, попутно была выявлена другая неисправность: следы масла в корпусе генератора что свидетельствует о негерметичности сальника или большом радиальном люфте в коренном подшипнике.  Сальник в любом случае надо заменить. Для этого, — откручиваем болты на статоре и снимаем его с фланца.

Итак,  фланец вместе с сальником снят. Как вам хорошо видно на фото кромки сальника оказались сильно изношены, почему он износился я расскажу дальше.

Как оказалось:  причина износа сальника в том, что при установке фланца, герметиком замазали масляный канал (выделен красным) по которому масло поступает к кромкам сальника.

[stextbox id=»info»]При внимательном рассмотрении вы увидите там пробку из герметика (выделена красным) которая и спровоцировала масляное голодание сальника. Хочу дать вам не большой совет:  когда будете устанавливать фланец обратно не стоит на него наносить герметик пользуйтесь штатной прокладкой.[/stextbox]

О том как правильно установить фланец с сальником на место я вам расскажу в конце статьи.

А сейчас, мы поговорим о причине которая спровоцировала отказ династартера. Причина оказалась так сказать типичная для генераторов данного типа (постоянного тока)  а именно —  загрязнение коллектора.

Для того чтобы восстановить его работоспособность нам нужно  почистить коллектор ротора. Как это сделать? Все не так сложно как может показаться на первый взгляд, для этого нам понадобиться игла и наждачная бумага зернистостью примерно 400.

Нужно иглой вычистить всю грязь и пыль от щеток между ламелями коллектора, затем зачистить коллектор наждачной бумагой до равномерного блеска. Затем не забудьте тщательно отмыть коллектор от грязи чистым бензином и просушить.  Если коллектор сильно изношен его можно проточить на токарном станке (данную операцию можно доверять только хорошему токарю).

После  зачистки и отмывки ротора нам необходимо заняться статором, его тоже желательно отмыть чистым бензином и поменять щетки  на новые, тут сложного ничего нет главное чтобы щетки ходили в гнездах без заеданий, если щетки туго сидят в гнездах подточите их напильником.

[stextbox id=»info»]Важный момент: щетки которые идут от клеммы ЯШ реле-регулятора должны быть с изолированными проводками не перепутайте![/stextbox]

Теперь о том как все правильно поставить все на место. Начнем с сальника: устанавливаем новый сальник в фланец, что бы облегчить эту задачу нагреваем фланец обычным строительным феном (только без фанатизма) и без проблем вставляем сальник. Маркировку сальника смотрим на фото.

Размеры правого сальника мотороллера муравей

Далее все тщательно отмываем удаляем остатки старых прокладок и герметика со всех плоскостей  на кромки сальника наносим моторное мало и ставим фланец  на место.

[stextbox id=»info»]Когда вы будите прикручивать болты фланца и статора хорошо бы на них нанести фиксатор резьбы.[/stextbox]

После того как вы прикрутили фланец к картеру нам нужно установить шпонку в паз . Иначе когда вы прикрутите статор шпонку вставить будет проблематично.

В заключении несколько советов.

  • Обращайтесь с ротором и статором очень осторожно не бросайте их на землю или в грязь лучше всего убирать их отдельно  от инструментов  и запчастей.
  • Болты крепящие фланец перед тем как закрутить нужно промыть в чистом бензине и отверстия под болты тоже нужно промыть  постараться на всех гайках и болтах поправить резьбу
  • Установите статор на фланец и еще раз проверьте как ходят по гнездам щетки, не забудьте поставить пружинки проводки должны заходить в пазы гнезд
  • Чтобы правильно установить ротор нужно развернуть вал на который будите одевать ротор так что бы шпонка была вверху, и паз под шпонку тоже заранее поверните вверх затем не спеша одевайте ротор на вал, если вал не идет слегка покрутите его в лево-право и когда почувствуете что шпонка зашла в паз смело толкайте его до упора

26 thoughts on “Ремонт династартера мотороллера «муравей»”

  1. у меня проблема с которой встречается каждый второй владелец, после длительной стоянки ( мой 2 года) пропала зарядка с генератора, проблема в том что пропала остаточная намагниченность, как быть? есть у кого решение? ( все реле, щетки и прочее были проверены ни раз при подаче напряжения на обмотку зарядка появляется, но это не выход, в режиме стартера работает идеально )

  2. Михаил, я думаю у вас проблема с цепью возбуждения или реле-регулятором, ведь вы сами пишите, что при подаче напряжения — зарядка появляется.
    Думаю вам стоит проверить ток возбуждения есть ли он вообще? На счет остаточного магнитизма, я не уверен, что он играет какую-либо важную роль в работе генератора…

  3. Не заводится в смысле — не крутит династартер? Или династартер крутит но двигатель не заводится?

  4. здравствуйте у меня мотроллер не заводиться плохо крутит династартер и не дает зарядку на аккумулятор

  5. Рифкат, попробуйте почистить коллектор ротора, в статье подробно описана данная работа.

  6. почистил, поставил новые щетки все равно не дает(((( может купить новый династартер???

  7. Рифкат, не стоит спешить покупать новый династартер, возможно причина не в нем. Я бы вам посоветовал найти грамотного электрика который точно вам скажет в чем причина неисправности, разное бывает… Точным методов диагностики данного «девайса» я вам посоветовать не могу, так как сам иногда действую «методом тыка», слишком сложно поддается стандартной диагностики это барахло (по другому его и не назовешь, наверное конструкторов вовремя не апохмелили вот они и выдали очередной шедевр советского мотопрома).

  8. кое что когда мотороллер стоит заведенный на малых оборотах не дает на сильных тоже не дает в чем проблема?

  9. посоветуйте аккумулятор для моего мотороллера

  10. Рифкат, если собираетесь запускать двигатель с помощью династартера, покупайте тогда аккумулятор с номинальным током не менее 18 А/Ч. Для запуска двигателя с помощью кикстартера вполне хватит аккумулятора с номинальным током не менее 9 А/Ч.

  11. Господи, я хоть гляну на это чудо- династартер… В деревне ни на одном не стояла этаhttp://scooter-mania.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_negative.gif хня, как верно подметил автор. На моем муравчике на крышке крыльчатки аццким образом крепилось магнето от пд-8 (пускач тракторный), а для производства электроэнергии, там же был одет шкивок, и под правой ногой  жил генератор вроде как с Т-40, аккумулятор отсутствовал как таковой, накой он там… Но я вам доложу, система эта хоть и работоспособнаhttp://scooter-mania.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_yes.gif, но довольно неудобна,так что генератор надо прятать куда-то под кузов, наверное. Вобще, жителя села — муравку колхозили люто, бешено, например я лично видел муравей с цилиндром от ПД-10 , с водяным охлаждением,http://scooter-mania.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_wacko.gif радиатором, маленьким, вроде масляного…
     
     

  12. Такую «электростанцию» на муравье и мне доводилось не раз видывать. Если честно, я не сторонник такого тюнинга, мне проще отремонтировать… Обидно просто, СССР великая бля (извиняюсь) страна, а нормальный генератор сделать, ума не хватало.

  13. При ремонте династартера в случае замены щёток обращайте внимание на материал, из которого они изготовлены. Мой династартер после ремонта (чинил прежний владелец)крутил движок только при вывернутой свече. Перебрал кучу якорей,пропаивал вывода коллектора,притирал щётки, менял статор. Грешил на обрыв, витковое замыкание.
    В конце концов догадался померить хорошим омметром сопротивление угольной щетки — сопротивление с одной грани на другую 0,5 — 0,8 Ом. Где-нибудь в высоковольтном двигателе — пылесосе, дрели это бы никак не влияло, а в стартерном режиме очень ограничивает ток. Выточил из советской медно-угольной, сразу стартер ожил. Кстати, после контрольной разборки заметил, что одна пара щеток работала только самым краем (изготовил наспех). Это к вопросу «тщательной притирки» которую настоятельно рекомендуют. Больше того, из ранее опробованных якорей без особых проблем крутит и якорь с явно оборванным витком.
    В литературе и многие практики пишут, что начальное возбуждение в генераторном режиме производится за счет остаточного намагничивания. На самом деле в этом процессе главную роль играет контрольная лампа заряда, цепь которой замкнута через обмотку возбуждения. При проблемах с возбуждением ставят либо лампу большей мощности, либо шунтируют её добавочным сопротивлением (при этом она может подсвечивать на больших оборотах). Кто-то может сочтёт за более простое решение кнопку в параллель с лампочкой.

  14. Валерий, ваш ответ — прекрасно дополнил статью.

  15. Добрый день! Подскажите пожалуйста где можно найти подробную электрическую схему на Тулицу, и если есть таковая, то грамотную информацию о том как перейти на бесконтактное зажигание. Заранее большое спасибо!

  16. Алексей, схема для «Тулицы» есть на этой странице. Что касается перехода на бесконтактное зажигание. Тут есть много вариантов, начиная с установки датчика холла, заканчивая установкой генератора от «Совы». У всех этих вариантов есть свои плюсы и минусы. Мне к сожалению не приходилось переделывать штатную систему зажигания «Муравья». Но если бы пришлось, то я бы склонился к варианту установки автомобильного генератора и датчика холла — так проще и дешевле.

  17. Подскажите пожалуйста, к меня мотороллер Муравей и проблема такая. После того как я выставляю зажигание на нем и завожу мотороллер, происходит характерный стук то ли в поршневой, то ли в зажигании. Хотя шатун я проверял, люфта в нем нету. Двигатель глохнет и после проверки, зажигание опять сбито и я не могу его опять завести. Приходится выставлять его по новой. Что делать? Заранее спасибо.

  18. всех приветствую! случайно наткнулся на данные статьи по ремонту двигателя. блин много полезной инфы! спасибо АДМИНУ что просвещает-все четко и ясно! http://scooter-mania.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_good.gif

  19. Здравствуйте. Нужна помощь в таком вопросе. Небыло зарядки и снял династартер полностью. Но при установке и затягивании гайки статор при прокручивании цепляется за двигатель внутри. Что может быть?

  20. Всем добрый вечер. У меня на муравье сбивается зажигание. Выставляю всё по нулям, заводится с пол оборота, немного поработав, глохнет. Проверяю зажигание, оно сместилось на 90 — 180 градусов!!! Каждый раз смещается в одну или другую сторону. Прошу Вас подсказать кто знает, в чем причина такого сбоя зажигания? Пишите в личку paterav@yandex.ru

  21. А возбуждение происходит от АКБ?и откуда выдаётся ток

  22. Подключаю клеммы на аккумулятор и стартер начинает крутить, хотя ключ вытащил из зажигания. Почему?

  23. Спасибо за материал!!! Купил «Турист» в 1976 году. Очень нравился и мощнее был после Вятки и еще Вятки. Вопрос такой, сколько может без перерыва проработать стартер на нем. Хочу поставить я маленькую лодочку свою «Демон»

  24. Добрый день. Помогите нет зарядки на муровье. Заводится со стартера,щетки новые,подключение к реле правильное(приверял несколько раз) .я подозреваю что реле должны ещё какие нибуть провода для зарядки подходить может подскажите.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите в окно недостающее число (защита от спама) *