С понятиями «байк» и «байкер» связана не просто любовь к мотоциклам и быстрой езде. По сути своей это определенный образ жизни, традиции и культура целого пласта общества. Что касается исторического развития байкерского движения и самого термина «байк», то оно имеет несколько этапов.
В качестве самой ранней точки отсчета можно взять изобретение французским инженером Луи Перо в 1868 г. велосипеда, оснащенного паровым двигателем. Спустя 17 лет (в 1885 г.) Готфрид Даймлер конструирует велосипед с двигателем внутреннего сгорания. А в 1903 г. официально появляется и начинает функционировать в США фирма, ставшая впоследствии популярной на весь мир за счет своей продукции, — Harley Davidson. Она изначально взяла курс на разработку, конструирование и производство мототехники.
Сейчас Harley Davidson — синоним слову байкер. Формирование культуры и традиций байкерского движения неразрывно связано с этой американской фирмой.
Несколько слов нужно сказать о происхождении самого термина «байк». Тут, конечно, нужно обратиться к переводу. В основе понятия лежит слово – bicycle. Первая часть bi – означает «два», вторая – «круг». Таким образом, получается, что термин обозначал двухколесное транспортное средство.
Первые оснащенные мотором велосипеды получили название motorcycle. Что касается самой сокращенной формы bike, то это лишь разговорный вариант от bicycle. Параллельно с появлением первых мотоциклов возник термин «мотобайк». Он должен был отличать велосипеды, существовавшие ранее, от новых моделей, оснащенных двигателем. Но термин не получил распространения и популярности.
Как видно из проведенного анализа, байк обозначает не конкретный вид транспортного средства. Под этим понятием объединяются и велосипеды, и мопеды, и мотоциклы. Не будет ошибкой назвать байком с этой точки зрения детский велосипед и мотоцикл фирмы Harley Davidson. А уж что именно подразумевается под байком в каждом конкретном случае, можно понять, исходя из контекста.
Понятие «байк» гораздо более широкое, нежели просто определение того средства передвижения, которое выбрал для себя каждый конкретный человек. С одной стороны, байкер сейчас – это человек, относящийся к вполне конкретной субкультуре, отличающейся своими традициями, культурой, принципами и неписаными законами. С другой, байкером можно назвать и того, кто воспринимает свой мотоцикл не просто как средство передвижения, а как часть своего образа жизни, заботится о нем и испытывает от езды настоящее удовольствие. При этом ему не обязательно примыкать к какому-то движению и вести образ жизни, характерный для байкеров как таковых.
Характеризуя понятия «байк» и «байкер», следует отметить, что восприятие их в странах Запада и США существенно отличается от нашего и стран бывшего СССР. На западе байкер не является носителем субкультуры. Как «байк» обозначает просто двухколесное транспортное средство, так «байкер» – обладатель этого вида транспорта. Он не наделяется специфическими для конкретной группы особенностями личности и образа жизни.
В нашем восприятии все выглядит совершенно иначе. В России байкер обладает вполне определенными чертами характера. Он бунтарь по натуре, любит скорость, свободу, веселые и шумные компании единомышленников. Обязательным атрибутом байкеров является кожаная куртка, а его «железный конь» должен быть тюнингован своими руками или принадлежать фирме Harley Davidson. Байкеры – целый пласт в обществе.
Они живут в своем особенном мире. Чтобы примкнуть к ним, нужна особая философия жизни. Для обозначения остальных владельцев двухколесных транспортных средств в нашем языке есть понятия «велосипедист» и «мотоциклист». И данные понятия вряд ли станут синонимами слову «байк» в ближайшее время, как это наблюдается в Западной Европе и Америке.
В завершение несколько слов нужно сказать о самой субкультуре байкеров. Как и любые процессы и тенденции претерпевают изменения со временем, так и байкерская культура испытала на себе влияние различных веяний. Особо сильное воздействие на нее оказал Голливуд. Картины, снятые в Голливуде и выпущенные в широкий прокат в 60-70-е гг. 20 века, создали образ байкера, наделив его целой массой отрицательных черт.
Многие стали подражать героям полюбившихся фильмов, формируя тем самым не только новый имидж, но и новое отношение к байкерам со стороны общества. Они стали внушать некую опаску и страх. Они не любят власть. Для них нет авторитетов. Нормы и правила не совместимы с их образом жизни. Но в то же время байкеры очень жизнелюбивы и общительны.
Они открыты миру и окружающим людям. Важной особенностью байкерской субкультуры является ее интернациональный характер. К тому же эти люди не придерживаются конкретной религии. Среди них можно встретить представителей разных конфессий. Главный предмет культа для них — мотоцикл. Среди байкеров можно встретить людей из разных социальных слоев и представителей разных профессий. В общем и целом это самые простые люди, имеющие такое необычное увлечение, ставшее сродни их образу жизни.
Я лично так скажу, что большинство граждан не знает в чем разница между байкером и мотоциклистом. А ведь разница то большая.
Согласен.