В наше время уже давно никого не удивишь наличием стартера даже на совсем дешевых и простых по устройству скутерах и мотоциклах. А когда-то во времена СССР и представить было трудно, что мотоцикл или мопед может заводится с кнопки (O tempora! O mores!). Впрочем ладно, что было, то прошло. Давайте лучше перейдем к изучению устройства, при помощи которого осуществляется электрозапуск практически любого двигателя внутреннего сгорания.
Для начала немного теории: как известно запуск современного ДВС осуществляется при помощи стартера. Стартер представляет из себя простейший двигатель постоянного тока, во время запуска двигателя с помощью кнопки «START», водитель подает ток с аккумуляторной батареи непосредственно на стартер.
Стартер во время прохождения через него тока начинает вращаться и далее через непосредственно связанный с ним бендикс, передает свое вращении двигателю. После того как двигатель запущен и кнопка «START» выключена, Стартер останавливается, а бендикс в этот момент разъединяет двигатель и стартер.
На разных моделях скутеров бендикс может располагаться по разному или вообще отсутствовать (вместо него может быть установлена обгонная муфта). В нашем случае бендикс находиться сверху.
А вот так выглядит бендикс стартера в снятом виде.
Теория есть теория… Чтобы понять устройство механизма более подробно, его просто необходимо разобрать и изучить более детально.
Снимаем стопорное кольцо
Снимаем упорную шайбу
Снимаем пружину
Теперь можно разобрать механизм полностью
Как видите, бендикс состоит из двух жестко связанных между собой шестерен, связь между шестернями осуществляется с помощью винтовой шестерни, расположенной на валу по которой перемещается вторая шестерня (в руке) относительно первой в осевом направлении, также в конструкции бендикса существует механизм стабилизации, который в нужный момент жестко фиксирует шестерни между собой.
Как это все работает?
Когда вы нажимаете кнопку запуска на скутере, стартер начинает вращать основную шестерню, а вторая шестерня за счет своей массы не успевает раскрутиться и начинает перемещаться по винтовой шестерне вдоль вала тем самым заходя в зацепление с зубчатым венцом тарелки вариатора.
Когда двигатель запустился происходит обратное, обороты коленчатого вала возрастают и становятся больше чем во время запуска, и вторая шестерня под действием силы приложенной к ней в обратном направлении как бы накручивается на винтовую шестерню и выходит из зацепления с зубчатым венцом и далее под действием пружины заходит обратно на свое место.
Состояние бендикса: вторая шестерня полностью зашла (когда двигатель запущен).
Состояние бендикса во время запуска двигателя вторая шестерня вошла в зацепление с зубчатым венцом.
Но все было бы нормально если бы не одно но…
Бывает, что при запуске двигатель схватывает потом глохнет, опять схватывает (дергается ), в это время когда двигатель схватил вторая шестерня выходит из зацепления, а двигатель в этот момент заглох, а вы продолжаете жать на кнопку запуска, и из двигателя слышите характерный звук примерно такой когда вы случайно нажмете на кнопку запуска во время работы двигателя, и чтобы запустить двигатель в этом случае вам придется кнопку запуска отпустить затем опять нажать, что не совсем удобно.
Чтобы избежать отключения бендикса при нестабильном запуске двигателя в конструкцию бендикса был введен дополнительный узел, который как раз и служит для стабилизации работы бендикса при неблагоприятных условиях запуска.
Данный механизм смонтирован на второй шестерне и представляет из себя центробежное сцепление, которое состоит из трех грузиков, которые под действием центробежной силы прижимаются к наружному барабану основной шестерни (жестко связывая шестерни друг с другом) тем самым не давая выходить второй шестерни из зацепления во время нестабильных условиях запуска.
Чтобы разобрать механизм стабилизации нам нужно снять стопорное кольцо.
Затем нужно снять шайбу
Вот теперь перед вами сам механизм стабилизации
Механизм в снятом виде, как видите три грузика стянутые пружинкой
Направляющие по котором ходят грузики
Какие могут быть неисправности в механизме стабилизации?
Основная неисправность в этом механизме-это поломка пружины или бывает что механизм просто забивается грязью, бывает что при поломке пружины ставят другую не оригинальную более жесткую, что приводит к отказу механизма. Также стоит отметить, что в смазке данный механизм не нуждается.
Как нужно обслуживать бендикс стартера?
Если при запуске двигателя в районе стартера возникают непонятные звуки и при этом коленчатый вал двигателя не вращается, это может говорить о неисправности бендикса стартера, разберите его промойте в чистом бензине, смажьте винтовую шестерню тугоплавкой смазкой (без фанатизма) в большинстве случаев это помогает восстановить работоспособность бендикса.
Один комментарий к “Устройство бендикса скутера”