Просто так, без минимальных познаний в электронике, хотя бы на уровне школьной программы (как у меня) и простейшего тестер-мультиметра  — проверить генератор у вас не получится, даже не мечтайте. Прежде чем браться за подобную работу, вы должны хотя бы уметь пользоваться тестером и понимать, что ток может быть переменным или постоянным, знать, что такое электрический импульс и что такое сопротивление. Знаете все это? Держали в руках тестер? Если да, то не будем медлить.

Проверку работоспособности генератора — следует начинать с измерения напряжения, которое собственно говоря генератор должен генерировать и передавать по проводам к потребителям. Смотрим где с двигателя выходит жгут проводов от генератора — двигаемся по нему, пока не дойдем до разъема, с помощью которого генератор подключается к бортовой сети скутера.

На подавляющем большинстве скутеров, разъем генератора выглядит примерно как на картинке. В общем разъеме, есть один штекер и два провода, которые подключаются в бортовую сеть скутера через круглые клеммы.

Штекер объединяет в себе разъемы двух основных обмоток генератора: Рабочей обмотки (желтый провод), которая обеспечивает работу фары, поворотников, подсветки и других потребителей. И управляющей обмотки (белый провод), управляющая обмотка обеспечивает контроль напряжения в основной обмотке генератора. То есть, при повышении напряжения в рабочей обмотке генератора выше заданных пределов, реле-регулятор напряжения, подает ток на управляющею обмотку генератора, за счет чего напряжение в рабочей обмотке генератора падает до заданного предела. При понижении напряжения — происходит обратный процесс.

В данном генераторе основные обмотки намотаны толстым медным проводом на шести катушках.

Третья обмотка генератора, которую принято назвать высоковольтной либо наводящей и магнитоиндукционный датчик генератора, подключаются к бортовой сети скутера через круглые клеммы.

Высоковольтная обмотка генератора — обеспечивает генерацию высокого переменного напряжения (напряжение в этой обмотке может достигать 160 V и больше), которое напрямую поступает в коммутатор где оно выпрямляется, затем накапливается в конденсаторе и в определенный момент в виде импульса подается на катушку зажигания.

В данном генераторе высоковольтная обмотка намотана тонким медным проводом на двух катушках. Катушки высоковольтной обмотки снаружи тщательно изолированы.

Встречаются генераторы у которых высоковольтная обмотка намотана только на одну катушку.

Небольшое уточнение:  системы зажигания в которых установлен коммутатор типа DC CDI, высоковольтная обмотка в формировании искрового заряда на свече зажигания не участвует, поэтому проверять ее нет смысла. Производители скутера устанавливают генератор с высоковольтной обмоткой, но не задействуют ее (имеются ввиду системы зажигания с коммутатором DC CDI). Она просто намотана на генератор и все. Скажу больше: из-за того, что обмотка во время работы генератора ни чем не нагружена, со временем она просто-напросто сгорает.

Пример генератора, на двух катушках которого намотана ни как не задействованная в работе высоковольтная обмотка. Я проверил эту обмотку — тестер показал обрыв цепи, что подтверждает вышесказанное.

Сопротивление наводящей обмотки генератора — всегда больше чем у остальных обмоток. Провод идущий от наводящей обмотки генератора, почти всегда имеет красно-черный цвет.

Магнитоиндкукционный датчик при прохождении мимо него специального уступа на роторе генератора — генерирует знакопеременный импульс, который открывает теристор через который конденсатор коммутатора разряжается на катушку зажигания.

Датчик собственной персоной

Уступ на роторе генератора

 Провод идущий от магнитоиндукционного датчика почти всегда имеет бело-голубой цвет.

Небольшой ликбез: Торгаши и колхозные бивни, магнитоиндукционный датчик генератора, системы зажигания CDI — называют датчиком холла. Родные мои… Может хватит уже?.. Откуда эта безграмотность?.. Магнитоиндукционный датчик генератора, системы зажигания CDI, а именно об этой системе речь идет в этой статье — никакого отношения к датчику холла не имеет! И не слушайте вы этих торгашей и «гуру», которые утверждают обратное…

Собственно сама проверка

Переключаем тестер в режим измерения переменного тока (ACV) на диапазон 200 V и не меньше. Помним, что напряжение наводящей обмотки может достигать 160 V и больше, поэтому диапазон измерения напряжения наводящей обмотки должен быть не менее  200 V.

Разъединяем штекер и круглые клеммы основного жгута — подключаем один щуп тестера на массу, другой подключаем к клемме (черно-красный провод) наводящей обмотки генератора. Включаем зажигание, и крутим двигатель стартером. Полностью исправная наводящая обмотка должна выдать примерно такие значения.

Импульс генерируемый датчиком очень слабый, поэтому — переключаем тестер в режим измерения переменного напряжения (ACV) на диапазон 2 V. Измерение импульса от датчика в более высоком диапазоне, может не дать результата, так как тестер может его попросту не уловить. Используйте для этой цели только тестер с диапазоном в режиме измерения переменного напряжения не более 2 V.

Делаем все точно также как и в первом примере. Импульс от датчика должен выдавать примерно такие значения.

По аналогии с первыми двумя примерами — проводим измерение напряжения в рабочей обмотке и управляющей. Ставим тестер в режим измерения переменного напряжения (ACV) на диапазон 200 V и проводим замер.

Ну что замерили?.. Все обмотки генерируют ток? Или не все?.. Если какая-либо обмотка не выдает ток, то хочешь-не хочешь — придется снимать генератор и проверять его более детально. А вот если обмотки генерируют ток, примерно такой величины как на картинках, то это значит, что ваш генератор в полном порядке. Как-то так…

Углубленная проверка

Укладываем генератор так, чтобы выводы обмоток генератора были вам доступны. Определяем концы выводов всех обмоток генератора. Найти концы обмоток очень просто: смотрим на цвет провода, который припаян к клеммнику и определяем, что это за обмотка.

Я вам тут стрелками пометил концы обмоток. Стрелки подобрал по цвету в соответствии с цветом проводов припаянных к клеммнику. Зеленой стрелкой отмечен клеммник на который припаяны концы всех обмоток — это клеммник массы.

Переключаем тестер в режим прозвонки, берем любой провод из общего жгута, подключаем любой щуп тестера к этому проводу, вторым щупом касаемся клеммника к которому припаян этот провод. Тестер должен издать звуковой сигнал и показать нулевое сопротивление.

Если тестер «молчит», показывает вместо нолей цифры, то это значит, что где-то есть обрыв провода или плохой контакт между концевой клеммой и проводом. Осмотрите внимательно провод на обрыв и в случае необходимости замените его на новый. Оставшиеся провода в том числе провод датчика, проверяем точно по такому же принципу.

После проверки проводов, приступаем к проверке обмоток генератора на обрыв и межвитковое замыкание. Переключаем тестер в режим прозвонки, касаемся любым щупом тестера корпуса генератора, вторым щупом касаемся конца провода любой обмотки или клеммника.

Высоковольтная обмотка в режиме прозвонки должна показывать примерно такое значение сопротивления. Если высоковольтная обмотка сопротивление не показало или показала но малое, то это значит, что где-то есть внутренний обрыв или межвитковое замыкание. Сами понимаете — такая неисправность не «лечится».

При проверке остальных обмоток, тестер должен издавать звуковой сигнал, сопротивление рабочих обмоток очень малое, так что, скорей всего на дисплее тестера вы увидите только нули. Если тестер сигнал не издал, то это значит, где-то есть внутренний обрыв. Такая неисправность «лечению» не подлежит.

Ставим тестер в режим прозвонки, касаемся любым щупом корпуса датчика, вторым щупом касаемся провода датчика или клеммы на корпусе к которой припаян провод. Сопротивление обмотки датчика должно быть примерно в таких пределах. Если сопротивление мало или его вообще нет, то меняйте датчик на новый.

82 thoughts on “Фотоотчет: Как проверить генератор скутера?”

  1. https://scooter-mania.ru/wp-content/plugins/wp-monalisa/icons/wpml_bye.gif. Если я не ошибаюсь, то в статье представлен 4-х такный 139 движок.

  2. Если быть точным, то данный двигатель имеет тип JL1P39QMB-2

  3. Админ, а что дает количество катушек на генераторе ? Я так понимаю, что количество катушек влияет на мощность, то есть можно, скажем, установить более мощные лампы головного света фар или еще какое-нибудь дополнительное оборудование.
    Видел в интенет-магазинах продают генераторы у которых по 12 и по 18 катушек идет, и что самое интересное, что по цене проще будет купить генератор с увеличеным количеством катушек , чем стандартный.

  4. Само по себе, количество катушек в плане мощности мало чего дает. Тут дело немного в другом. Просто на большее количество катушек можно намотать большее количество провода сохраняя при этом стандартные габариты генератора. А чем больше будет провода, тем больше будет генерироваться в нем тока, как следствие вырастет мощность. Как-то так.

  5. вопрос такого типа у меня на генераторе 2 провода 8 катушек . купил новый там 3 провода добавлен (красный ) куда он цепляется .

  6. Сергей, если у вас коммутатор типа CDI-DC, то красный провод можно не подключать, оставить как есть. А если у вас коммутатор типа CDI-AC, то красный провод подключается к нему. К сожалению я не знаю какого типа у вас коммутатор, поэтому точно ответить на ваш вопрос не могу.

  7. Купил новый генератор(правда на 6катушек,был на 8)Скуттер атлант мираж 150сс,два провода не совпали по цвету,а зеленый совпал,но плавиться,скуттер незаводиться вообще??

  8. Провода не совпали по цвету, которые идут отдельно от штекера?

  9. Мне отсюда не видно как там на самом деле обстоят дела с вашим генератором, но я попробую Вам помочь. Во-первых — зеленый провод горит по всей видимости из-за того, что к вашему двигателю не подходит масса от аккумулятора. Ток во время запуска двигателя достигает очень больших величин, и проходит не по предназначенному для этого проводу с большим сечением, а по проводу с малым сечением — в вашем случае зеленому, поэтому провод и горит (он попросту не рассчитан на такой ток).

    Во-вторых — при покупке нового генератора надо очень внимательно сверять габаритные размеры, количество катушек и расположение крепежных отверстий старого генератора с новым. Так как, статор генератора изначально рассчитан только на работу с определенным типом ротора, коммутатора, реле-регулятора и магнитоиндукционного датчика. Если Вы во всей этой цепи замените хоть одну деталь на не тот тип — в Вашем случае — статор, то в таком случае система зажигания у Вас работать не будет.

    Пример:
    Возьмем два двигателя: 157QMJ и 139QMB габаритные размеры статоров и расположение крепежных отверстий у этих двух двигателей абсолютно одинаково. Коммутаторы и магнитоиндукционные датчики в большинстве случаев тоже идентичны, а вот — роторы и количество катушек на статоре — разное. В итоге при переустановке статора с одной модели двигателя на другою искра пропадает.

    Резюме:
    Вам нужно проверить массу и купить статор полностью идентичный старом, стоковому, а потом разбираться дальше.

  10. Юрий, из фотки выложеной вами выше, я могу сказать то, что вы там намудрили с подключением, то есть не правильно подключили вы его там, этот генератор.

  11. Вот братан,спасибо(а этот козел,в магазе,сказал что просто свет будет не очень,от количество катушек)А про массу ты правильно сказал,когда зеленый провод рассоеденил,втягиваюшее стартера щелкает и все,спасибо,завтра проверю массу всю.

  12. Не за что, за ходите к нам еще. А торгашей не слушайте, они Вам и не такое скажут… Им пох, что людям впаривать… Хоть бананы, хоть запчасти.

  13. Подскажи,вот я ротор генератора,ставлю меткой Т,на прилив картера,это значит вмт,зведа распредвала,должна стоять,большим отверстием вверх,и рисками по горизонту?В этом положении регул.клапана?

    А на счет массы,как я раньше не допер,у меня на опеле так было,стартер столько брал тока,что на искру не хватало.Масса хреновая была.

  14. Да именно в этом: большое отверстие строго вверху, а риски строго параллельно плоскости разъема крышки клапанов, ротор соответственно на метке «Т». Только в такое положение звездочка распредвала становиться каждый второй оборот коленчатого вала. Так как распредвал вращается в два раза медленней коленчатого вала. Если есть интерес, то по этой теме на сайте есть статья.

  15. Да статью я видел,Мне узнать,моет грм сбиться,там цепь перескочить,если метки не будут совпадать,как минимально разбирая,цель перекинуть?

  16. Цепь можно перекинуть только после снятия постели распредвала и натяжителя (если цепь находиться в хорошем состоянии), а по-другому ее никак не перекинешь.

  17. Ну фактически,цепь не перескочит,скорее магнето сдвинеться,если шпонку разболтает!

  18. Короче,метки совпадают,искра есть,сколько маслал,свеча сухая,бензонасос как проверить??

  19. Пацаны,короче завел,просто видать подсос был,бенз незасасывало.Вот вентиляцию картера,шланг идет в атмосферу???Он-же думаю должен в воздухан идти??

  20. По разному бывает, когда в специальный отбойник идет, а когда в впускной патрубок воздухоочистителя я иногда и на прямую выводил и ничего.

  21. Вот что обнаружил,разьем неподключенный??В карбе трубки??

  22. Вот забыл выложить;

    Я даже прокатился,да это не рига-4,75гв.По сравнению с ней,ураган!!Что-то открыл пробку внизу,масло,где щуп,а там масла подзавяску,пришлось откачать,гр 50.

  23. На счет штекерного разъема я Вам точно не скажу. Кто его знает, может кто-то в свое время забыл к нему подключить потребитель или что-то намутил с проводкой, а может быть — это просто изначально незадействованный штекер. В любом случае, если у Вас все работает, а штекер при этом лишний присутствует, так и пусть он себе присутствует и дальше. Отведите его в сторону, чтобы он не мешался и все.

    На счет карбюратора: на более простых моделях скутеров у которых каналы управления системой отключения холостого хода вмонтированы непосредственно в корпус карбюратора. В вашем случае — система отключения холостого хода приводится в действие не через канал в карбюраторе, а через резиновую трубку которая подключается непосредственно к тройнику фото которого Вы выложили.

    На втором фото я вижу сливную трубку маслоотбойника — системы вентиляции картера. Время от времени следует вынимать из трубки заглушку и сливать конденсат и масло.

  24. Спасибо,ну так куда подключить этот хвост,трубку,и выход с тройника??

  25. К тройнику подключаются три трубки (извиняюсь за тавтологию): трубка с впускного коллектора, трубка с топливного крана и трубка системы отключения холостого хода. Боле подробно об этом написано здесь.

  26. Благодарю,подключил,что-то через раз,ключем глушиться,приходиться свечу сдергивать.

  27. А где-бы качнуть инструкцию,на мой драндулет?Особенно про сигналку,с автозапуском?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *